Дворец Буколеон сегодня
Реставрация руин дворца длится уже несколько лет. За это время археологами был раскопан и очищен солидный его участок. И он доступен к осмотру туристам. Особенно здесь будет интересно тем, кто любит эпоху истории, связанную с Византийской империей. Прогуливаясь, вы сможете увидеть колонны, которые были когда-то встроены в фасад, капители, мраморные плиты, бывшие частью фасадной отделки. Даже без реставрации все это выглядит весьма аутентично, вокруг буквально витает дух древности.То, что дворец сохранился хоть в таком виде до наших дней, историки считают большой удачей. Ведь он пережил множество землетрясений, войн, осад. Даже прямо через него в 1873 году проведи железную дорогу. Да и от моря руины дворца отделили прибрежной дорогой – бульваром Кеннеди. А ведь Мраморное море омывало его стены на протяжении многих веков. Это могло привести к полному исчезновению самих руин Буколеона.
Спасены были два льва, которые в византийскую эпоху украшали фасад дворца. Они сегодня выставлены в Археологическом музее Стамбула. Расположены статуи по бокам лестницы главного входа. Их забрали еще перед проектированием ж/д путей.
Реставрацией Буколеона занялись серьезно лишь в 2018 году. Это была инициатива местного муниципалитета. За прошедшие годы работы несколько раз прекращали из-за недостаточного финансирования. Но последние пару лет они снова активно ведутся на участке. Для начала археологических раскопок инженерам сперва пришлось аккуратно снять почти 10-метровый слой грунта и мусора. В процессе было найдено более 220 артефактов. Это были керамические, глиняные и стекленные изделия.
До нашего времени сохранились лишь руины восточной части Дворца Буколеон. Речь идет о башне Фарос, служившей некогда маяком, императорском причале, балконе и цистерне, расположенной на уровне подвала под фундаментом. Здесь же был найден самый старый на территории Стамбула питьевой источник. Ему уже более 1600 лет. Из него вода попадала напрямую в цистерну, а потом использовалась на нужды дворца. Цистерна была не слишком большой, но ее свод поддерживали целых 6 колонн с капителями. Они неплохо сохранились и даже не утратили своей несущей способности. При раскопке главного входа археологи получили доступ к коридорам, которые получилось раскопать до уровня пола. Тут было найдено несколько скелетов со следами режущих предметов на костях. Считается, что это воины, погибшие во время последней осады замка. Возможно, даже личная стража правителя, которая отдала за него жизнь.
История Дворца Буколеон
Рядом с Дворцом Буколеон муниципалитетом Стамбула была установлена табличка, где описана краткая история достопримечательности. На ней указано, что название дворца своими корнями уходит в дохристианскую эпоху. Но при этом годами строительства указано время правления Феодосия II (408-450 гг.). Археологи утверждают, что здания той эпохи совсем не уцелели. А то, что можно посмотреть сегодня, относится к сооружениям, возведенным по приказу императора Феофиле (829-842 гг.).
Но это лишь официальная версия исторических событий. Она почему-то совсем не учитывает информацию, которую можно почерпнуть из рукописи Пьера Жиля и труда профессора Александра Ван Миллигана. А ведь именно они вплотную занимались изучением Дворца Буколеон.
Дворец был построен на берегу Мраморного моря, которое в те годы носило название Пропонтида. Для него выбрали место южнее Большого дворца и Ипподрома. А если идти от церкви святых Сергия и Вакха, то нужно было направляться на восток.
Считается, что название дворца связано со скульптурами из мрамора, которые изображали льва и быка. Они были установлены на набережной, которая шла вдоль гавани. Сама скульптура не сохранилась даже в виде мелких обломков. Но она была детально описана в трудах Анны Комниной. По ее утверждению, лев находился сверху быка и атаковал его, пытаясь ухватить зубами за горло. Считается, что скульптура простояла до начала XVI века. Ее в 1532 году также описывал венецианский посол Пьетро Дзена, служивший при турецком дворе. В одном из писем он указал, что памятник сильно пострадал из-за последнего землетрясения и вряд ли уже будет восстановлен в первоначальном виде. Дело в том, что скульптуры животных были изначально вырезаны из цельного куска мрамора. И после образования трещин на поверхности и откалывания целых кусков, собраны назад уже быть не могли. Интересно одно из утверждений Пьетра Дзена, имеющееся в этом же письме. Он пишет, что изначально головы скульптур были повернуты в сторону Азии, но в ночь землетрясения они волшебным образом повернулись к городу, мол это подтверждают даже местные жители. Скорее всего, речь в тексте идет о некой метафоре, в которой он зашифровал послание, адресованное для дожу Гритти.
Но есть и другая версия названия, принадлежащая Кириллу Манго (профессор Оксфордского университета). Он доказал, что в годы правления Византийской империи слово «буколеон» означало форму искусственной гавани, прилегавшей к дворцовой территории. Если перевести его дословно, то получается «ваза с узким горлышком» или «пузатый сосуд».
Дворец Буколеон начал постепенно приходить в негодность после захвата Константинополя латинянами. Именно они разграбили его помещения и позже не стали выделять деньги на их охрану и ремонт. В этот период финансирования лишилось и большинство христианских церквей. На фоне упадка района его начала покидать знать вместе со своими семьями.
В 1261 году город перешел под контроль Михаила VIII Палеолога. Он обнаружил Дворец Буколеон в полном запустении. И если Большой дворец и Ипподром еще пытались привести в приличный вид, то остальными зданиями даже никто не занимался. Историки считают, что подвалы под руинами дворца могли использоваться позже в качестве темниц. В одну из них был заключен Исаак II Ангел.
Планировка и гавань императора
Гавань относилась к территории дворца и использовалась только для императора и его свиты. Он часто предпочитал посещать другие районы Константинополя, перемещаясь по воде. Этот вариант путешествий был самым быстрым. Гавань была создана искусственно, поэтому для ее защиты от волн пришлось обустроить пару конструкций, напоминающих по форме современные волнорезы.
Вся набережная была вымощена мраморными плитами. По бокам от прогулочной дорожки стояли фигуры различные животных в натуральную величину. Среди них были быки, львы, страусы, медведи. К причалу император поднимался по красивым ступеням из мрамора. Рядом с гаванью находились и две императорские виллы.
Дворец Хормиздаса
Дворец Хормиздаса некоторые историки считают тем же самым Буколеоном. Просто это было его первоначальное название. Такая путаница связана с трудами философов Константинополя, которые не утруждались давать конкретику, описывая события в тех или иных сооружениях.
Достоверно известно, что Дворец Хормиздаса был резиденцией Юстиниана Великого. Об этом написало сразу несколько путешественников и купцов той эпохи. Но есть и одно произведение, правда, без указания авторства, где отмечено, что Дворец Буколеон возведен на крепостных стенах и строили его непосредственно по приказу Феодосия Младшего. В свою очередь, Дворец Хормиздаса описывается как совсем другое огромное здание, возведенное рядом со Святым Сергием. Оно было резиденцией Юстиниана, в период, когда он был патрицием.
Как добраться к руинам?
Проще всего доехать до Дворца Буколеон на трамвае Т6 (U3). Он отправляется от вокзала Сиркеджи и курсирует до станции Казлычешме. На пути следования можно полюбоваться пейзажами Мраморного моря и древними стенами Константинополя. Поэтому пешая прогулка к раскопкам точно стоит затраченного времени.
Очень удобно совмещать посещение руин Дворца Буколеон с другими достопримечательностями, расположенными неподалеку. Например, если сойти на остановке Йедикуле все того же маршрута трамвая Т6, то можно попасть в Семибашенный замок, почти рядом с ним находятся и Золотые ворота.