История мечети и ее названий
Мечеть Календерхане построена на месте римских бань, которые стояли тут еще со времени возведения акведука Валента. Из него вода сразу подавалась в термы, что позволяло увеличить поток посетителей. Бани стали фундаментом для нового здания, правда, определить его назначение историки точно не смогли. Уже в VI веке его перестроили в церковь. При этом акведук так и остался одной из ее стен. Считается, что храм тогда называли Северным.В XII веке церковь была полностью разрушена. Возможно, причиной этому стал пожар, бушевавший в Константинополе в 1197 году. Через несколько лет церковь отстроили снова, но ее фасад уже имел совершенно другую архитектуру. Например, у здания вообще не было прямых углов.
Католической церковь стала только после завоевания Константинополя крестоносцами. А после ее передали ордену дервишей, которому она принадлежала вплоть до XVIII века. Примерно в это время тут открывают мечеть и называют ее Календерхане. Восстановлением здания руководил главный евнух султанского гарема Бешир Ага. Ему же принадлежит идея открытия медресе.
В 1854 году при реставрации мечети мастерами были разобраны боковые нефы и хоры. Восстановить их в первоначальном виде было невозможно, да и особой необходимости в них для мечети не было. Зато здесь появились паперть и минарет.
В 1930 году здание церкви, которое принадлежало тогда дервишам, было сильно повреждено после пожара, вызванного попаданием молнии. Отреставрировали его и снова начали использовать только спустя 40 лет.
Интересно, что в исторических источниках ученые так и не смогли найти, как называлась церковь до перестройки ее в мечеть. Но во время обследования одной из стен здания археологи наткнулись на закрашенные фрески. На них была изображена Богородица Кириотисса. Немного позже, кроме фресок, были обнаружены еще и мозаики. Примечательно, что их выложили не только в главном зале, но и в расположенных ниже подсобных помещениях. Возможно, когда-то они тоже использовались для ритуальных действ.
Общая информация и интересные факты
После завоевания османами Константинополя в 1453 году город наводнили мусульмане. Поэтому многие православные святыни было решено перестроить в мечети. Не стала исключение и церковь Богородицы Кириотиссы. Ее история схожа со многими другими христианскими храмами, но при этом имеет и свои существенные отличия. Например, она успела побывать и православным, и католическим храмом.
Особенностью интерьера мечети Календерхане является единственная в Стамбуле мозаика доиконоборческого периода. На ней мастера искусно изобразили Сретение. Особый интерес для посетителей достопримечательности представляют украшавшие интерьер церкви фрески XIII века со сценами из жизни св. Франциска Ассизского. Но они были аккуратно демонтированы и перевезены для хранения в Исторический музей Стамбула. Так что теперь их можно увидеть только на его экспозициях.
Здание передали ордену дервишей Календери за то, что они сыграли важнейшую роль во время осады Константинополя войсками Фатих Султана Мехмета. Они воодушевляли войско и занимались спасением раненых солдат. В этот же период времени у церкви появилось и еще одно название – Монастырь Акаталептос. Он стал местом проведения религиозных обрядов. Обитель дервишей у мусульман назывался текке. Часть его они использовали для проживания духовных лидеров. Отдельная зона была выделена под «семахане». Это традиционный танец дервишей, который и сегодня можно увидеть на их фестивалях в Турции. После того как мечеть Календерхане превратилась в медресе, она смогла стать первой текке для Мевлеви.
Кроме основного помещения, есть и так называемая Северная церковь. Здесь был обнаружен фрагмент мозаики Сретенье. Еще одно помещение примыкает к церкви с юго-восточной стороны. Это диаконник. Именно тут находится несколько фресок с Михаилом Архангелом, изображения Богородицы и неизвестных святых. Считается, что они были сделаны уже после изгнания крестоносцев, в эпоху Палеологов. Увы, для туристов туда доступа нет. Хотя раньше за отдельную плату помещение можно было попросить отпереть, теперь там все перегорожено.
Особенности архитектуры и интерьера
Даже по внешнему виду фасада понятно – здание изначально строилось как классическая церковь. Но инженеры считают, что за годы существования оно перестраивалось целых 19 раз. Это можно заметить, если внимательно осмотреть и интерьер. Например, под нишами на стенах находится резной карниз из камня. На нем изображены святые, правда, их уже почти не видно.
Рекомендуем к чтению:
Основным напоминанием о церкви византийского периода служат кладка из красного кирпича и большие окна здания. Чтобы преобразить ее облик в мечеть, архитекторам пришлось достроить минарет и балкон. Внутри же христианские фрески и мозаики были попросту закрашены. Их заменили на традиционные для исламского искусства художественные росписи с элементами растений, геометрическими узорами, надписями.
Внутри мечети находятся михраб и минбар. Растительные и геометрические орнаменты можно увидеть на части стены и куполе. Но при этом интерьер сохранил и некоторые особенности, характерные для церквей. Например, отделку из мраморных плит. Тут их сохранилось всего 76, правда, только половина старинные. Остальные прошли процедуру реставрации, поскольку сильно пострадали во время землетрясений. Гармонично вписываются в интерьер и другие элементы, характерные для церквей – колонны, карнизы, капители.
Обратите внимание на западную стену здания. Она отделяет главное помещение от нартекса. Тут на стане находятся плиты, на которых символически изображена закрытая дверь. Считается, что она является символом перехода души человека в загробный мир после смерти.
Где находится Мечеть Календерхане?
Мечеть Календерхане расположена в квартале Фатих. Если вы собрались добираться сюда на метро, то нужно ехать по ветке М2 до станции Везнеджилер. Несколько быстрее будет доехать на скоростном трамвае по линии Т1. Выходить в этом случае следует на остановке Лалели. После этого до достопримечательности останется пройтись 10 минут прогулочным шагом.
Мечеть открыта для посетителей с рассвета до заката. Вход внутрь платный – символические 3 лиры. Обязательно следует соблюдать дресс-код. Женщины могут войти только с покрытой головой. Никаких облегающих платьев или нарядов, оголяющих руки или ноги выше колен. Мужчинам не рекомендуется посещать мечеть в майке и шортах. Во время экскурсии не нарушайте покой молящихся и не фотографируйте их. Рядом с мечетью находятся и множество других достопримечательностей, например, акведук Валента, мечети Сулеймание, Зейрек, Бейязыт, Шехзаде, Бурмали, башня Бейязыт.