Одной из мало посещаемых достопримечательностей Стамбула является древний монастырь Хора (Карие, Карийе). Внешне скромное сооружение скрывает удивительные по красоте византийские фрески и мозаики. По странному стечению обстоятельств их удалось сберечь практически в первозданном виде, из-за чего монастырь заслуженно считают религиозным памятником Византийской империи лучшей сохранности.
В статье мы расскажем, что посмотреть в музее Карие в Стамбуле, где он находится, когда открыт для посетителей и какая стоимость входного билета.
Монастырь Хора в Стамбуле: описание
Хотя за время своего существования монастырь неоднократно перестраивался, он сохранил свои первоначальные очертания: скромное внешне здание поздневизантийской архитектуры. А в стенах разноцветной кладки словно отпечаталась вся его история – характерные для каждой эпохи элементы архитектурных стилей.
Но наибольший интерес для туристов представляет внутреннее содержание храма: отлично сохранившиеся византийские мозаики и фрески, большая часть которых была выполнена в XI-XIII вв. На них изображены христианские святые, члены семей византийских императоров.
Заслуживает внимание и усыпальница, хотя историки смогли опознать еще не все захоронения. Здесь захоронены защитники икон, погибшие в период иконоборчества, Феодор Метохит – писатель, поэт, ученый, заказчик и вдохновитель постройки храма Хора, вельможи и представители важных семей Византии.
Музей Карие: мозаики и фрески
Но, безусловно, наибольший интерес вызывают дивные мозаики и фрески храма. В основном они представляют собой иллюстрации к библейским сюжетам: сон Иосифа, путешествие волхвов, избиение младенцев по приказу Ирода, исход в Египет и другие.
Самыми значительными можно назвать мозаики, описывающие жизнь Девы Марии и Христа.
Жизнеописание Богородицы и ее родителей находится в первых трех отсеках внутреннего притвора храма. Это 20 мозаик, посвященных важнейшим событиям ее жизни: рождество, семь первых шагов, бракосочетание с Иосифом, Благовещение. Особенно трогательно выглядит Успение: ангелы вокруг постели с усопшей, скорбящие женщины и старцы, Христос с детской фигуркой на руках как символом души Богоматери. Рядом с мозаикой хорошо заметны остатки средневекового декора, украшающего притвор, а в оконных проемах сохранились древние тексты.
Серия мозаик «Служение Христа» размещены в пролетах нартекса, внешнего и внутреннего. Здесь можно увидеть иллюстрации к искушению Христа в пустыне, исцелению болезней. Интересно изображение Иисуса и Метохита: Христос сидит с книгой в руках, а Феодор Метохит преподносит ему в дар церковь – модель-миниатюру.
На своде представлено воскрешение из мертвых: Христос в белых одеяниях держит за руки Адама и Еву. По левую сторону – Иоанн Предтеча и праведники из Ветхого завета, а справа – грешники с Каином.
При входе в наос с правой стороны посетителям предстают мозаичные фигуры молящейся Девы Марии и Иисуса Христа. Фигуры поменьше, расположенные у их ног, представляют сына византийского императора Исаака и сестру императора Андроника II, постригшуюся в монахини и принявшую имя Меланья.
Другие хорошо сохранившиеся фрески монастыря: Богоматерь с младенцем, Христос Вседержитель, Мария Палеологиня, Апостол Петр, Апостол Павел, Чудесное умножение хлебов и рыбы, Превращение воды в вино и др.
Фрески Хора расположены на потолках, сводах арок и куполов, стенах здания. Они также сделаны на библейские мотивы, декорированы позолотой и кружевной резьбой по камню. Изображения представляют лики и образы Христа, Богородицы, архангелов, родственников Иисуса – десятки поколений. Самые значимые – Второе пришествие, Дева с младенцем, Ангельский суд и Сошествие в ад (Анастасис).
История музея Карие
Исследователи пока не могут назвать точную дату возведения храма – значительная часть документов о его строительстве оказалась утраченной. Но в сохранившихся летописях первые сведения о нем указывают на IV век.
Изначально церковь находилась за чертой Константинополя, о чем и говорит ее название: «Хора» на русском языке означает «скит за пределами города». По мере стремительного развития византийской столицы сооружение оказалось в черте города уже в первой половине V в.
В XI в., когда императорская семья ради собственной безопасности перебралась во дворец во Влахернах – неподалеку от Карие, в храме стали хранить ценные религиозные реликвии, до того времени пребывавшие в различных монастырях Константинополя. А в XIV в. церковь реконструировали. Во время перестройки и было создано большинство мозаик и фресок, которые сегодня привлекают к святыне туристов со всего мира.
XVI в. принес огромные перемены в жизнь Византии и, как следствие – Карие. Константинополь захватили турки, а христианская церковь была переделана в мечеть и получила название Карие Джами. В переводе это означает Мозаичная Мечеть – видимо, из-за того, что храм не стали переделывать внутри, а всего-навсего закрыли мозаики и фрески слоем штукатурки. Кстати, именно это и способствовало сохранению великолепных изображений до наших дней.
На протяжении нескольких столетий Карие так и оставалась мечетью, но в 1945 году, когда под штукатуркой и краской были обнаружены отлично сохранившиеся мозаики и фрески, монастырь был преобразован в музей. Работы по вскрытию этих шедевров продолжались до 1959 г.
В 2020 г. музей снова приобрел статус мечети, что вызвало недовольство в научной среде. Правда, объект объявлен открытым для посещения всем желающими, но пока в нем ведутся реставрационные работы, и доступа в него нет.
Интересные факты
Первые фрески и мозаики в помещениях храма Хора появились в VI веке, когда после мощнейшего землетрясения церковь была разрушена до основания и восстановлена по волеизъявлению императора Юстиниана.
Феодор Метохит, благодаря которому был сооружен монастырь Хора, после низвержения принял монашество и провел остаток дней в Карие, где и был похоронен.
Своды храма расположены невысоко, поэтому можно детально рассмотреть фрески и мозаики.
Как добраться до монастыря Хора в Стамбуле
Карие Джами находится в европейской части Стамбула – в квартале Эдирнекапы (район Фатих) всего в 2 км от левого берега Золотого Рога. Удаленность от традиционных туристических маршрутов не означает, что добраться до монастыря сложно. Остановки общественного транспорта находятся в шаговой доступности к объекту.
Если выбрать метро, удобнее доехать до станции Ulubatlı красной линии М1А. От нее по улице Beylerbeyi 20-25 минут неспешной пешей ходьбы.
Автобусы 31Е, 36КЕ, 37Е, 38Е идеально подходят тем, кто планирует добраться до музея с площади Эминеню. От остановки Edirnekapi до цели всего 5 минут хода.
Из других районов Стамбула до Хора (остановка Эдирнекапы ) можно добраться автобусами:
- 41ST (Seyrantepe – Topkapı);
- 522B (Yenidoğan-Topkapı);
- 500A (Kadıköy-Edirnekapı);
- 500T (Tuzla-Cevizlibağ);
- 500L (Cevizlibağ-Levent);
- 41AT (Ayazağaköyü-Davutpaşa Yıldız Teknik Üniversitesi);
- 75M (Beyazıt – Mecidiyeköy);
- 77MT (Mecidiyeköy-Edirnekapı-Taksim);
- 93M (Zeytinburnu – Mecidiyeköy).
Недалеко от музея проходит трамвай Т4.
Можно также доехать на такси или на автомобиле, если туристы арендовали транспорт на время пребывания в Стамбуле.
Экскурсии, режим работы, стоимость входа
В настоящее время мечеть Карие закрыта для посетителей – в ней ведутся реставрационные работы. Но вероятность того, что большая часть помещений окажется недоступной для туристов, очень высока – по примеру храма Святой Софии.
Отзывы посетителей
У большинства путешественников посещение храма Хора оставило неизгладимые впечатления: тишина, умиротворение и уют создают настроение спокойного созерцания и размышления.
Кроме красоты фресок и мозаик, туристы отмечают и другие положительные моменты:
- При музее работал магазин, в котором все желающие могли приобрести альбомы, аудиогид и разнообразные памятные сувениры.
- Неподалеку расположены кафе, где после осмотра музея можно перекусить и поделиться впечатлениями.
- Недостатком является невозможность использовать фотовспышку: во внутренних помещениях сумеречно, поэтому любительские фотографии не всегда способны передать красоту и величие внутреннего убранства.
В целом же те, кто побывал в Карие Джами, однозначно рекомендуют музей к посещению, даже если туриста совершенно не интересует религия: особая атмосфера и энергетика храма оказывают положительное воздействие.
Остается только надеяться, что в скором времени мечеть Карие откроется для посетителей, пусть и с ограниченным доступам к мировым шедеврам. Ведь бывший монастырь, его фрески и мозаики включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.