...
Поиск авиабилетов

Бесплатное сравнение цен билетов на самолет, покупай там где дёшево!

Музей Мозаик в Стамбуле и Большой Дворец Константинополя: экскурсия с фото

Несколько тысяч лет подряд Большой Дворец Константинополя был олицетворением богатства и роскоши Византии. В те времена он занимал огромную территорию между Ипподромом и крепостными стенами, защищавшими город от вражеского вторжения со стороны моря. Сегодня этот район называется Султанахмет. Дворец служил резиденцией для правителей и придворных чиновников. Они проживали в специально отведенных помещениях вместе со своими семьями. Гордостью дворца считался механический трон, целиком сделанный из золота. Здесь также была собственная сокровищница, роскошные сады и красивые часовни. Увы, сегодня большая часть этого великолепия превратилась в руины. Но часть уцелевших артефактов и элементов декора можно теперь найти в Музее Мозаик. Большинство из них датируется VI веком.

Немного исторических фактов: почему дворец был разрушен

Дворец Константинополя активно использовали в качестве резиденции правителей только в период с 330 по 1204 годы н.э. Тогда он был роскошно декорирован мозаиками и другими рисунками, выполненными мастерами вручную. Так продолжалось вплоть до начала правления Алексиоса I. Он решил перенести свое правление во дворец Влахерны. С ним переехали все слуги, придворная знать и пр. Здесь же в дальнейшем проживали и все другие римские императоры.

Сам Влахернский дворец строили по приказу Алексея I Комнина. В процессе его возведения Большой дворец все также использовали для торжественных церемоний и приемов. А вот в эпоху Палеологов он уже совсем опустел. Часть зданий стали постепенно разбирать на строительные материалы, которые позже задействовались на других стройках. После разграбления Константинополя, произошедшего во время Четвертого Крестового похода в 1204 году, отсюда были украдены практически все святые мощи. Их развезли по разным уголкам мира и поместили в христианские церкви, среди которых была и часовня Людовика IX в Париже.

Подробное описание дворцового комплекса можно сегодня найти в очерке «Церемонии византийского двора». Он был написан в годы правления Константина VII, примерно в X веке. Но это и всё. Во времена правления осман территорию полностью расчистили и застроили новыми сооружениями. Поэтому даже несколько археологических экспедиций, работавших на этой территории, не смогли найти значимых артефактов, да и планировке зданий узнать почти ничего нового не удалось.

Из интересного туристам сейчас стоит осмотреть разве что руины дворца Буколеон (Вуколеон). Здесь находится красивая мозаика, которая изображает различные сцены из жизни византийцев – быт, охоту, играющих детей.

Строительство дворца

Дворец начали возводить по приказу Константина I. Он лично подобрал место под закладку фундамента. Поэтому сооружение располагалось на высоком холме, с которого открывались панорамные виды, охватывавшие весь город. Сооружение дворца продолжалось несколько лет подряд из-за его размаха. Поэтому после завершения работ его архитектурный ансамбль стал занимать буквально весь склон холма Августеон. Это площадь размером в несколько сотен метров квадратных.

Примечательно, что из жилого комплекса по приказу императора был обустроен отдельный переход в здание цирка. Ему нравилось приходить туда, чтобы смотреть на выступления артистов. Правда, в те годы цирк был совсем не тем, что мы представляем сегодня. Там обычно проводились гладиаторские сражения или ставили спектакли античных драматургов. Причем все это могло происходить по очереди даже в один день.

Самыми роскошными помещениями во Дворце Константинополя был огромный тронный зал и порфировая комната. Особого величия стремились добиться дизайнеры и в отделке залов, где проводились банкеты и коронации. На дворцовой территории располагалось несколько часовен и церквей. Здесь же был университет с большой библиотекой при нем. Рукописи из нее распространялись по всей стране.

Для военных целей установили сигнальную башню Фарос. Она использовалась для навигации кораблей, но главной задачей сооружения была координация военных действий защитников замка в случае его осады. Рядом с башней располагались казармы, где несла службу императорская гвардия.

Из развлечений для семьи императора обустроили поле для игры в поло. Вокруг находились обширные прогулочные зоны с садами и фонтанами. Внутри дворца находился большой зал с шедеврами искусства. Сюда свозили не только картины, но и статуи.  Помещение богато украшали мозаики.

Большинство зданий на территории дворцового комплекса были соединены между собой переходами и крытыми колоннадными проходами. Стеной же его окружили уже намного позже – в годы правления Юстиниана II, примерно в 685 году.

Планировка дворцового комплекса и назначение зданий

Большой Дворец продолжительное время использовался, как сокровищница. Тут складировали добытые во время бесчисленных походов изделия из золота и серебра, драгоценные камни, предметы искусства. Отдельный зал занимали религиозные артефакты разных эпох. Но христианские реликвии во времена Византии ценились на уровень выше других. Например, все что было связано с распятием Христа, аккуратно перевозили в часовню Девы Фаросской. Здесь же, по мнению историков, хранилась икона Мандилион. Это изначальная плащаница, на которой отпечаталось лицо Иисуса Христа. Традиционная для иконописи поза, теперь известна как Пантократор. Ее часто использовали при написании икон в разных частях мира. Саму плащаницу забрали во Францию крестоносцы в один из своих походов. Но позже она была утрачена во время революции.

Центральный вход во Дворец Константинополя украшали массивные ворота. Но их чаще всего использовали для проведения церемониальных шествий. В остальное время ворота были зарыты массивными бронзовыми дверями. Их называли «чалке», что можно дословно перевести, как медный. После перестройки центрального входа во времена Юстиниана I конструкция получила арки и колонны, которые стали опорной конструкцией для массивного свода. Изнутри купол украсили мозаикой. На ней авторы изобразили императора с супругой, а также несколько самых приближенных к семье сенаторов. 

Реставрацией Дворца Константинополя занимался император Феофил, правивший с 829 года. За прошедшие со времен возведения дворцового комплекса века он довольно сильно «поизносился». Причем касается это не только входивших в ансамбль зданий, но и расположенных рядом прогулочных зон с садами. Многие строения даже пришлось снести, чтобы на их фундаменте возвести новые. Их отделывали изысканным белым мрамором, а внутри заново клали мозаики. Колонны, поддерживающие своды помещений, теперь были выполнены из порфирового и розового мрамора.

Музей Мозаик

После падения Византийской империи ей на смену пришла Османская. В процессе многочисленных сражений и осад большинство зданий Константинополя были разрушены. Например, рынок и конюшни захватчики сожгли практически дотла. Сверху со временем были выстроены новые здания. Но во время одной из археологических экспедиций здесь на раскопках начали находить камни с изображениями. Причем оказалось, что они далеко не единичны. Ученые из Университета Святого Эндрюс выяснили – мозаики занимают площадь более 4 тыс. м2.

После тщательного изучения было определено, что археологи раскопали перистиль Большого Императорского дворца. Именно тут нашли неплохо сохранившиеся мозаики, которые его когда-то украшали в виде изысканного напольного покрытия. Оказалось, что их не смогли уничтожить ни стихийные бедствия, ни само время, что говорит о высоком уровне мастеров того времени.

Все найденные изображения были бережно изъяты и переданы на хранение в Музей мозаик, где их сегодня может увидеть каждый. Только представьте, они состоят из более чем 800 млн. кубиков, изготовленных из терракоты, стекла, известняка. При этом ученые утверждают, что изначально мозаики занимали в 8 раз большую площадь.

Мозаичные изображения

Отделку дворца мозаиками приписывают императору Юстиниану. Именно он во время реставрации помещений приказал обустроить Перестиль, который поддерживали 42 колонны. Его тогда назвали Золотой обеденной залой. Все полы тут были богато украшены мозаикой, имевшей размеры 65х55 метров.

Интересно, что ни одна из мозаик не была повторением старинных изображений. Их придумывали сами мастера с нуля. Сегодня в музее есть миниатюрные и большие мозаичные композиции. Часть из них сохранились целиком, другие представлены в виде фрагментов.

Технология кладки мозаики тоже была по-своему уникальной. Предварительно поверхность покрывали слоем битой керамики толщиной до 50 см. Чаще всего ее получали из осколков амфор, в которых до этого хранили масло или вино.

Как добраться до Музея Мозаик? Он находится в районе Султанахмет. Нужно лишь свернуть за Голубую мечеть и дальше прогуляться по торговым рядам рынка Араста. Музей находится примерно в центре базара, там везде много указателей, так что не заблудитесь.

Picture of Александра Бушмелева
Александра Бушмелева
Обсуждение
0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Похожие статьи
Прокрутить вверх