...
Поиск авиабилетов

Бесплатное сравнение цен билетов на самолет, покупай там где дёшево!

Музей Рахми М. Коча в Стамбуле (Турция): промышленность, транспорт и старинные авто

Музей Рахми М. Коча справедливо считается одним из самых интересных в Стамбуле, да и во всей Турции. Он был открыт в 1994 году. Территориально заведение находится в районе бухты Золотой Рог, поэтому найти его совсем несложно. Внутри расположены огромные экспозиции и инсталляции, занимающие площадь более 27 тыс. м2. Причем рядом, на старинной судоверфи Хаскёй, тоже обустроена часть музея прямо под открытым небом. Обязательно посетите эту интересную достопримечательность, ведь она способна любого перенести на пару веков в прошлое!

Кто такой Рахми Коч?

Рахми Коч родился в Анкаре в 1930 году и именно с его хобби началось создание музея. Еще будучи юношей, он начал увлекаться коллекционированием. И толчком к этому интересу стал отец Рахми. Однажды из зарубежной поездки он привез сыну игрушечный поезд, работавший от батареек. Ребенка он очень заинтересовал. После он всегда просил в магазинах покупать ему только механические игрушки. Со временем коллекция росла и уже не вмещалась даже в двух комнатах. По мере взросления Рахми, отец все больше приобщал его к семейному делу. Со временем он передал управление холдингом ему полностью. А это стало причиной частых путешествий. Рахми в одном из них обратил внимание на факт, что большинство крупных фирм и заводов имеют собственные исторические музеи, пусть и небольшие, но их экспозиции многое рассказывали об этапах становления компаний. Это натолкнуло его на идею создания собственного музея. Но он хотел, чтобы его выставка не стала узконаправленной, ведь в этом случае ее бы посещало слишком мало людей.

Экскурс в историю музея

Образцом для своего музея Рахми выбрал индустриальные парки Лондона и Мюниха. Но больше всего ему пришелся по душе музей Генри Форда в США. Именно после его посещения он решил собирать раритетные автомобили у себя на родине.

В 1991 году Коч выкупил у владельцев историческое здание «Lengerhane». Оно находилось в довольно плачевном состоянии, поэтому было сперва полностью отреставрировано. Открытие первой экспозиции музея припало на 1994-й. А уже буквально несколько месяцев спустя он получает престижную премию «Музей года», которой номинирует лучшие заведения Совет Европы.

Следующей Рахми выкупает территорию судоверфи Хаскёй. Ее открыли для посетителей в 2001 году. Большая верфь и площадки под открытым небом позволили размещать на экспозициях габаритные предметы и механизмы в натуральную величину.

Коч собирает свои коллекции вот уже более 30 лет. Поэтому сегодня его музей насчитывает тысячи интересных экспонатов. Прогуливаясь тут, вы сможете в полной мере перенестись в прошлое. Поверьте, это будет весьма увлекательное путешествие.

Интересные факты

Первым делом нужно упомянуть выставку под открытым небом, которая является самой масштабной. Она расположена по правую сторону от главного входа. Если заблудились, то идите в сторону побережья бухты Золотой Рог. Здесь можно увидеть погрузочный кран, самолет, паровую машину, паром и даже подводную лодку.

Историческая судоверфь Хаскёй была построена в 1861 году. Изначально она использовалась по назначению – для ремонта и сервисного обслуживания кораблей. Но со временем, когда компания-владелец обанкротилась, верфь забросили и за несколько десятков лет она пришла в негодность. При восстановлении зданий, принадлежавших ей когда-то, был максимально сохранен их исторический вид.

Здание Ленгерхане названо в честь «цепи с якорем». Оно было возведено по приказу султана Ахмеда III. Во время реконструкции ему добавили подземную галерею, тоже ставшую частью музея. Хотя каменные стены и не перестраивались. Это позволило сохранить уникальную аутентичную атмосферу, которая хорошо чувствуется во время экскурсии.

Экспозиции музея

Начать экскурсию лучше с секции, где в натуральную величину представлен ж/д транспорт. Экспозиция тут разделена на две части. Первая выделена под вагоны, исторический трамвай и локомотив. Здесь же находится карета султана Абдул-Азиза. Вторая зона более теоретическая. Она состоит преимущественно из фотографий и эфемеров. Разумеется, они все тоже посвящены истории железной дороги и перевозок.

Среди других интересных экспозиций музея Рахми М. Коча:

  • Двигатели. Большую часть выставки составляют паровые и дизельные моторы, выпущенные турецкими заводами. Но есть и более эксклюзивные модели, привезенные из-за границы – паровой тракторный двигатель SS Kalender и портативный мотор для станков Marshall.
  • Авиация. Выставлена почти вся под открытым небом, поскольку самолеты тут представлены в натуральную величину. Среди экспонатов есть один из первых планеров братьев Райт, авиалайнер Дуглас DC-3, а также списанный истребитель F104 Starfighter (США).
  • Морской транспорт. В коллекции музея есть огромное количество моделей лодок и атрибутов, имеющих отношение к ним. Но больший интерес представляют выставленные здесь полноразмерные плавсредства. Среди них можно найти каное, рыбацкие лодки, яхты, подвесные моторы и пр. А в качестве дополнительной услуги, туристам предлагают прогулку по Босфору на настоящем каике.
  • Модели и игрушки. В коллекции представлены только эксклюзивные изделия, изготовленные мастерами вручную. Обычно это модели двигателей и автомобильной техники. Особый интерес представляют и старинные кукольные домики. Правда, сегодня они выставлены отдельно, в вестибюле верфи.
  • Автомобильная техника. Здесь даже есть транспортные средства, которые были изготовлены в 1800 году. Например, кареты, экипажи, велосипеды. Но больше всего привлекает коллекция раритетных автомобилей и мотоциклов. Есть пара образцов старинной с/х техники, включая паровые машины.
  • Паром Фенербахче. Оснащен двумя дизельными двигателями Sulzer мощностью 1500 л.с., которые позволяют развивать скорость до 18 узлов. Был построен в 1952 году. Сперва он являлся частью военного флота Турции. Вплоть до 2008 года его регулярно использовали для транспортировки грузов и пассажиров. После этого он был продан музею и теперь служит одним из экспонатов, который так нравится туристам.
  • Коммуникации. Это большая экспозиция, где собранны телефоны, фотокамеры, телеграфы, телевизоры и граммофоны со всего мира. Они представлены разными временными промежутками, есть и старинный раритет и более новые модели. Выставка регулярно пополняется новыми образцами.
  • Научные приборы. Из эксклюзива тут можно своими глазами увидеть глобус, изготовленный в XIV веке. Есть много измерительных инструментов. Но «сердцем» экспозиции стало оборудование, некогда принадлежавшее обсерватории, включая телескоп XIX века.

Отдельный просторный зал музея посвящен памяти Мустафы Кемаля Ататюрка, который был первым президентом Турции. Здесь собраны его личные вещи. Часть из них передала семья, другие же были собраны во время войны за независимость полковником Халилом Нури Юрдакулом.

Инсталляции в музее Рахми М. Коча

На территории музея есть даже целая старинная улица, выполненная в стилистике базаров XIX века. Здесь в деталях реконструированы торговые лавки, мастерские, аптека, магазин игрушек, ателье и пр.

Если вы интересуетесь техникой, то зайдите в магазин инструментов. На его прилавке представлены старинные микроскопы, телескопы и измерительное оборудование. Тут можно увидеть, как в прошлом веке выглядели радио, пылесос, пишущая машинка. А дополняет картину манекен продавца в одежде того времени.

Инсталляция аптеки удивит вас медицинскими приборами XIX века. Также тут разложено под стеком множество пузырьков с настоями трав и лекарствами, а также всем, что нужно для их приготовления. Есть отдельный стенд с протезами. А роль фармацевта выполняет стилизованный манекен пожилой дамы-аптекаря.

Если есть время, загляните в мастерскую сапожника. Здесь можно не только увидеть оборудование, которое использовалось для пошива обуви, но и старинные сапоги нескольких моделей. Отдельно представлен стенд с чемоданами и кожаными сумками. Рядом есть вход в кузницу. Внутри вы увидите наковальню, несколько кувалд, молотков, щипцов и даже функционирующие кузнечные меха.

Авторемонтная мастерская мастера Косты была в свое время легендарной. Дело в том, что раньше только тут занимались ремонтом и сервисным обслуживанием судовых двигателей. Причем работали мастера с минимальным набором инструментов. А про современное диагностическое оборудование и говорить нечего. Оно появилось лишь почти полвека спустя. Мастерскую работники музея восстановили с абсолютной исторической достоверностью, как и относящийся к ней магазинчик. Поэтому тут можно даже потрогать старые лодочные двигатели, а вокруг разложены детали к ним. Есть и небольшой стенд с моделями моторов, но его сделали относительно недавно, буквально год назад.

Как добраться до достопримечательности?

Из Султанахмет следует ехать на трамвае Т1 до остановки Эминёню. Там пересаживайтесь на автобус 50E или 47E. Выйдя на остановке Кырымызы Минаре, вам останется пройтись до музея всего пару минут пешком.

Из района Таксим удобнее всего доехать на автобусе 50N, 36T или 54HT. Выходить нужно тоже на остановке Кырымызы Минаре.

Чтобы добраться до музея из района Кадыкёй, придется воспользоваться паромом. Сперва добираемся до пристани Каракёй. А там уже пересаживайтесь на паром линии Халич (Шехир Хатлары). Выходите на пристани Хаскёй. Паромы ходят каждые 30 минут, так что ждать долго не придется.

Picture of Александра Бушмелева
Александра Бушмелева
Обсуждение
0 0 голоса
Рейтинг статьи
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Похожие статьи
Прокрутить вверх