Краткая история вокзала Сиркеджи
После окончания Крымской войны власти Османской империи осознали, что железная дорога, соединяющая Турцию с Европой, критически необходима. Изначально инвестором для ее строительства хотел выступить член британского парламента и промышленный магнат Лабро. С ним даже подписали в 1857 году соответствующий договор. Но спустя 3 месяца его пришлось расторгнуть, поскольку Лабро не смог по итогу найти финансовые средства в нужном объеме. В 1860 и 1868 годах были заключены повторные договора. Первый подписали британцы, второй – бельгийцы. И опять достаточного для реализации проекта капитала они не нашли.Наконец, 17 апреля 1869 года концессия на строительство железной дороги была передана Морису де Хиршу. Ее назвали «Румели». Хирш был банкиром баварского происхождения, но проживал на тот момент в Бельгии. Первоначальный маршрут пролегал через Эдирне, Пловдив и Сараево. Конечная остановка находилась на станции возле реки Сава. Первые 15 км ж/д полотна проложили в 1871 году. Но после этого было принято решение, что маршрут должен доходить до Сиркеджи. Это напрямую связано с тем, что Ешилькёй находился слишком далеко от Эминёню, который был главным деловым центром той эпохи. Поэтому начали прокладывать железную дорогу от Баязита вниз к берегу Золотого Рога. Для этого у султана Абдулазиза взяли разрешение на размещение рельс вдоль побережья Мраморного моря. Они проходили буквально совсем рядом с нижним садом дворца Топкапы. Железнодорожную ветку достроили в 1872 году, но станцию в Сиркеджи открыли лишь гол спустя. Она временно была конечной на маршруте.
Строительство здания вокзала начали в 1888 году. Тогда эта станция носила название «Мюшир Ахмет Паша». Автором проектной документации стал Август Яхмунд, гражданин Пруссии. Его за несколько лет до этого в Стамбул отправило германское правительство. Задачей юного архитектора было изучение особенностей архитектуры Османской империи. Одно время он также читал лекции для студентов Политехнической школы. Сейчас она стала Стамбульским техническим университетом.
Здание железнодорожного вокзала, построенное по проекту Августа Яхмунда стало прекрасным образцом европейского ориентализма. Оно занимало площадь около 1200 м2. Его особенностью стало наличие газового освещения и автономного отопления, которое включали в зимний период. Благодаря этим инновациям и изысканному архитектурному стилю, вокзал стал примером для многих последующих проектов других турецких зодчих.
Сегодня вокзал Сиркеджи способен впечатлить своим великолепием любого туриста. Его архитектура изысканна, а еще величественнее выглядит роскошная отделка интерьера. Также обязательно рекомендуем заглянуть в ресторан «Ориент экспресс», расположенный на территории железнодорожного вокзала. Здесь можно поужинать в атмосфере прошлого века, но с современным сервисом высочайшего уровня. Главное, столик бронируйте заранее, а то свободные места по вечерам в заведении расписаны на несколько недель вперед.
Вокзал Хайдарпаша
Был построен практически в одно время с Сиркеджи, поэтому их часто сравнивают. Инвестором этого проекта стала компания «Анатолийские железные дороги». Архитекторами здания вокзала выбрали Отто Риттера и Хельмута Кона, которые для этого специально приехали из Германии. Именно они решили строить пассажирский терминал в стиле неоклассицизма.
Во время возведения платформ вокзала Хайдарпаша использовалось много инноваций. Например, для забивания свай в песок тут впервые применили паровой молот.
Лучше всего любоваться архитектурой вокзала, проплывая рядом с ним на лодке. Но внешняя массивность сооружения окажется обманчивой, как только вы попадете внутрь. Здесь на больших окнах установлены витражи, которые ярко переливаются всеми цветами под лучами солнца, взошедшего над Босфором. В интерьере использовано множество элементов стиля модерн. Но они появились лишь во время последней реконструкции здания.
Железнодорожный музей Сиркеджи
Располагается прямо на территории одноименного вокзала. Музей сам по себе довольно небольшой. Но здесь выставлено более 300 интересных экспонатов. Практически все они касаются того или иного периода развития железной дорого в Стамбуле и окрестностях. Например, тут можно увидеть, как выглядел интерьер старинных вагонов Восточного экспресса, серебряную посуду из вагона-ресторана, средства связи, использовавшиеся в те годы. Для самых маленьких установлена интерактивная модель поезда. Учтите, по воскресеньям и понедельникам музей не работает. В остальные дни он открыт с 9:00 до 17:00.
Особое место в экспозиции музея занимает тематика «Восточного экспресса». Он впервые отправился из Парижа в Стамбул в 1883 году. На перроне тогда играл живой оркестр, исполнявший «Турецкий марш» Моцарта. Протяженность маршрута составляла 3094 км, поэтому в пути пассажиры пробыли более 80 часов. Поезд проходил через Мюнхен, Вену, Будапешт, Бухарест.
Закрыли «Восточный экспресс» лишь в 1977 году. Точнее, его маршрут был сокращен до Будапешта. В 2007 году его запустили заново. Ежедневно курсирует поезд EuroNight между Страсбургом и Веной. Но не стоит путать его с поездом Venice Simplon Orient Express, который отличается своей роскошью и катает только состоятельных туристов. Билет на «Восточный экспресс», в отличие от него, доступен каждому.
Что раньше находилось внутри здания Терминала?
Терминал вокзала Сиркеджи сразу же после завершения строительства стал ключевым узлом, который соединял турецкие железные дороги с европейскими. Наибольшей популярностью в то время пользовался маршрут, соединяющий Стамбул и Салоники (Греция). Вторым по востребованности стал Босфорский экспресс. Он ежедневно отправлялся из Сиркеджи в Гара де Норд. Это железнодорожная станция, расположенная в Бухаресте (Румыния). К этому экспрессу также цеплялись и вагоны с пассажирами, которые ехали в Софию, Белград, Кишинев.
Внутри терминала открылся фешенебельный ресторан, который стал местом встречи местного бомонда. Тут любили бывать журналисты, писатели и другие деятели культуры. Например, сюда захаживали Селахаттин Хилав и Огуз Атай. А еще ходит слух, что за одним из здешних круглых столов когда-то обедала английская писательница и драматург Агата Кристи. Популярность ресторана пошла на спад лишь после развития авиапассажирских перевозок.
Знаковым для ресторана «Восточный экспресс» стал 1995 год. Его решили отреставрировать, поручив эту задачу архитектору Алааттину Сейхану. Он разработал дизайнерский проект ремонта с учетом того, что интерьер заведения должен был сохранить атмосферу прошлого века. И это Алааттину в полной мере удалось. Подтверждением стали толпы туристов и просто эстетов, которые с удовольствием бронируют тут столики для романтических ужинов.
С 1890 года здание Терминала особо не перестраивалось. Поэтому сегодня оно выглядит, как и сто лет назад. Правда, со стороны площади Сиркеджи появилась пристройка. Но она гармонично вписалась в архитектурный ансамбль. Атмосферности вокзалу придают и дервиши Мевлеви. Они практически каждый день приходят сюда, чтобы провести свои традиционные ритуалы. Купив входной билет, посмотреть на это действо могут и туристы.
Достопримечательности рядом с железнодорожным вокзалом Сиркеджи
Если после экскурсии по вокзалу вы порядком устали, то отправляйтесь в Парк Гюльхане. Он находится недалеко от дворцового комплекса Топкапы. Изначально парк был садом при дворце падишаха и вход в него ограничивали. Тогда его называли «Дворец роз». Эти благородные цветы растут тут и по сей день. А парке весной и летом расцветает их более 80 тыс. штук. А рядом благоухают огромные клумбы с тюльпанами.
Для тех, кто хочет сэкономить на экскурсиях, открыт бесплатный музей ИшБанка. Его экспозиции полностью посвящены банковскому делу. Здесь можно увидеть на фотографиях и вживую старинные печатные машинки, кассовые аппараты, счеты. На втором этаже находится комната, полностью посвященная Мустафе Кемалю Ататюрку, который основал первый республиканский банк. Но самое интересное ждет вас в подвале. Там оборудован настоящий сейф с хранилищем для денег внутри. При желании, гости даже могут сами попробовать сдвинуть массивную дверь, рассмотреть предметы в индивидуальных ячейках или пройти по «цифровому коридору». А еще в музее есть небольшая коллекция банкнот и монет разных стран. Обещают, что со временем она будет расширяться, пополняясь новыми редкими экземплярами.