Для людей, часто путешествующих по миру, понятия «аэропорт», «аэровокзал», «терминал» и «аэродром» привычны. Более того, большинство совершенно не задумывается, что именно они обозначают. Термины эти тесно связаны друг с другом и часть путешественников готова считать их синонимами. На деле же за каждым обозначением стоит совершенно особая служба, путать которые не стоит.
В статье мы рассмотрим отличительные особенности аэродромов, аэропортов, аэровокзалов, терминалов, исторические сведения.
Понятие и классификация аэропортов
С некоторой натяжкой можно сказать, что аэропорты появились практически одновременно с самолетами. Сначала они представляли собой относительно ровное поле, которое служило площадкой для взлета и посадки аэропланов. Тут же располагался ангар с нехитрыми инструментами и небольшое здание, где обслуживали пассажиров. Собственно, аэропортом это назвать сложно, в ходу было другое понятие – аэродром, и оно было исчерпывающим. В России первым таким сооружением был Гатчинский аэродром, построенный в 1909 году близ Санкт-Петербурга.
По мере развития гражданской авиации изменился и облик аэропортов. Суть его осталась прежней – воздушная гавань, как дословно переводится это выражение с греческого. Один из первых аэропортов, который был построен в Кёнигсберге в 1919 г., уже «оброс» небольшими кафе, магазинчиками и другими заведениями, где пассажиры могли провести время, дожидаясь своего рейса.
Современный аэропорт – это колоссальная инфраструктура, которая выполняет множество функций. Сегодня его определяют как комплекс сооружений для приема, отправки, базирования и обслуживания самолетов и воздушных перевозок, в состав которого входят аэродром, аэровокзал, терминалы, другие наземные сооружения, необходимое оборудование.
Классифицирует аэропорты по нескольким признакам. Основные – обслуживаниемы направления, частота использования, объем и характер перевозорк.
По объему воздушных перевозок аэропорты делят на:
- I класс – пропускная способность 7–10 миллионов пассажиров/год;
- II класс – 4–7 миллионов пассажиров/год;
- III класс – 2–4 миллиона;
- IV класс – 500 000–2 млн;
- V класс – от 100 тыс. до 500 тыс.
Если пропускная способность аэропорта выше I класса, его относят к внеклассным. Таковыми на сегодняшний день являются аэропорты Столичный (Пекин), Хитроу (Лондон) и др.
Аэропорты с низкой пропускной способностью, до 100 000 человек, имеют статус неклассифицированного (по данному параметру).
Рядовым пассажирам более интересна другая классификация: по направлениям осуществляемых перелетов. Здесь выделяют две группы: международные и внутренние аэропорты.
Кроме того, в России выделяют еще три статуса аэропортов:
- Федерального назначения, которые обеспечивают авиационное сообщение между государствами, а также внутренними территориями. Обычно пассажирооборот таких узлов превосходит 500 тыс. чел./год. В таких аэропортах расположены службы пограничного, таможенного, санитарно-карантинного контроля.
- Регионального или внутреннего назначения для авиаперевозок внутри страны между различными регионами.
- Местного значения, которые выполняют рейсы внутри региона, а также участвуют в мероприятиях хозяйственного и иного назначения с применением средств малой авиации.
В задачи аэропортов входят непосредственно авиационное обслуживание и его техническое обеспечение, сервис для пассажиров, обработка грузов. В крупных авиаузлах также ведется обучение персонала для различных служб.
Понятие и виды аэродромов
Аэродром – это участок земли, иногда – воды, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки самолетов и других воздушных судов.
В состав аэродромов входят:
- летное поле, на котором располагаются взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки, места стоянки самолетов;
- командно-диспетчерский пункт, который осуществляет централизованное управление воздушным движением;
- площадка специального назначения для специального обслуживания лайнеров
- перроны для посадки и высадки пассажиров;
- строения служебно-технического назначения, где располагаются различные аэродромные и вспомогательные службы и склады.
По целевому назначению аэродромы делят на:
- Гражданские. В эту группу входят пассажирские аэродромы, перевозящие только людей, грузовые – для транспортировки грузов и почты и совмещенные, то есть грузопассажирские.
- Военные, на которых базируется авиация Министерства обороны России и/или МЧС. Часто они используются и для проведения учений, тренировочных полетов. В исключительных случаях военные аэропорты принимают гражданские самолеты.
- Учебные. На них происходит обучение военных и гражданских летчиков, штурманов и техников.
- Спортивные. Их используют для проведения занятий по авиационному, планерному и парашютному спорту.
Для аэродромов применимо и другое деление: базовый и запасной. Базовые предназначены для постоянного использования, они являются элементами систем воздушных трасс. Запасные же используют редко, в основном при плохих погодных условиях, при форс-мажорах.
Что значит аэровокзал или терминал
Аэровокзал – часть аэропорта, предназначенная для обслуживания пассажиров. Именно здесь они начинают или заканчивают свое воздушное путешествие. Покупка билетов, регистрация на рейс, оформления багажа, досмотр и контроль – все эти действия происходят в этом здании.
Для удобства путешественников здесь оборудованы стойки продажи билетов, регистрации на рейс, оформления страховки. Здесь же производится досмотр – багажа, ручной клади и персональный, пограничный контроль и другие мероприятия, направленные на безопасность полетов. Также в здании аэровокзала пассажиры могут получить другие важные виды обслуживания: бытовое, медицинское, справочно-информационное, каршеринговое, – а также воспользоваться услугами предприятий общественного питания и т. д.
Также в аэровокзальном здании обычно располагаются гостиница, цех бортового питания, магазины, представительства авиакомпаний.
Условно аэровокзал делят на зоны:
- Пассажирский терминал.
- Грузовой комплекс, занимающийся багажом пассажиров.
- Территория контроля.
- Стерильная зона.
Иногда понятия «аэровокзал» и «терминал» путают, ошибочно считая их синонимами. На самом деле терминал – это участок аэровокзала, где пассажир проходит все предполетные мероприятия. Когда пропускная способность аэропорта маленькая, несколько рейсов в сутки, его можно считать терминалом. Но если в течение дня в аэропорт прибывают и улетают десятки самолетов, то такое определение не будет корректным.
Принято считать, что терминал – часть аэровокзала, где путешественник находится от момента приезда в аэропорт до посадки на лайнер. Условно он начинается со стойки регистрации и заканчивается у выхода из «стерильной» зоны – так называют помещение, где пассажиры дожидаются посадки на самолет после всех предполетных процедур. Сюда входят службы контроля (пограничного, таможенного и др.), служба безопасности, представительства авиаперевозчика, магазины, кафе и прочие предприятия, работающие в аэропорту.
Схожесть терминов по звучанию или по смыслу не означает их идентичность. Правильное их понимание и употребление облегчает пассажиру ориентирование в предполетной суете. Аэродром – сооружение для движения самолетов. Аэровокзал и терминал – для перемещения и обслуживания пассажиров. И уже все это вместе взятое – аэропорт.