Поиск авиабилетов

Бесплатное сравнение цен билетов на самолет, покупай там где дёшево!

Категории
Сервисы

Реальна ли опасность полета на самолете

аэрофобия

аэрофобия

Большая ошибка – считать, что летать на самолетах опасно. Конструкторы, разрабатывающие современные лайнеры, огромное внимание уделяют улучшению аэродинамических характеристик воздушных машин, повышению надежности бортовых систем. А это уменьшает риски авиакатастроф.

В статье мы рассмотрим, почему некоторые люди опасаются полетов на самолете, какие мифы этому способствуют, каких ситуаций при перелете можно не опасаться и как бороться с аэрофобией.

Стоит ли бояться полета на самолете

В большинстве случаев все страхи происходят от недостатка информации. Далеко не все обыватели ясно представляют себе, что такое современный авиалайнер, как он устроен. Конечно, разобраться во всей «начинке» воздушного судна человеку непосвященному, не имеющему должного образования, сложно. Но есть ряд особенностей, изначально заложенных в конструкции летательных аппаратов, которые понятны и так.

Почему не стоит бояться полетов:

  1. Все самолеты проектируют так, что даже при возникновении неисправности они вполне могут удачно приземлиться.
  2. Практически все системы продублированы, особенно важные имеют даже 2-3 дополнительных дубликата. Так, минимальное количество двигателей у любого пассажирского авиалайнера – 2. То есть, при отказе одного их них самолет без проблем совершает посадку. И даже если вышли из строя все двигатели, самолет способен сесть без угрозы для жизни пассажиров: крылья удерживают машину в воздухе некоторое время, которого достаточно, чтобы спланировать и сесть на подходящую площадку.
  3. Модернизация самолетов, использование новейших технических достижений – правило, которое неукоснительно выполняется. В этом залог безопасности полетов.
  4. Стоимость пассажирского авиалайнера исчисляется десятками миллионов долларов США. Так, недавно была озвучена цена новых отечественных самолетов: Superjet – $33 млн, МС-21 и Ту-214 – $46 млн (по текущему курсу). И если с такой дорогой машиной что-то случится, авиакомпании не только потеряют вложенные в нее деньги. Компенсации семьям погибших пассажиров и членов экипажа также обойдутся в копеечку. Но самое страшное – моральный ущерб, который понесет перевозчик: мало будет желающих воспользоваться его услугами, если принадлежащие ему лайнеры буду регулярно падать. Именно поэтому контроль за техническим состоянием авиапарка самый строгий. Перед каждым вылетом самолета его проверяют и механики аэропорта, и первый пилот или командир воздушного судна.

На заметку! Не менее четверти стоимости самолета приходится на двигатель. Поэтому и ухаживают за ним тщательнее, чем за маленьким ребенком. А еще нужно принять во внимание его наработку на отказ – стандартную характеристику любого технического устройства – 2 миллиона часов налета. Все еще страшно?

  1. Также внимательно авиакомпании относятся и к профессиональным качествам экипажей лайнеров. Людей с улицы в авиацию не берут, только после специальной подготовки. И каждый член экипажа, независимо от его должности, регулярно проходит переподготовку.

Получается, нет никаких объективных причин бояться летать на самолетах. Если путешественник знаком с требованиями, которые предъявляются к современным воздушным судам и персоналу, страхи могут быть связаны только с его личными особенностями.

Статистические данные о самолетах

Согласно результатам соцопросов, регулярно проводимых различными службами в разных странах, путешественники самым безопасным транспортом считают железнодорожный. А вот самолеты, наоборот, обыватели причисляют к наиболее опасному средству передвижения. Правда, сомнительно, что перед покупкой билета будущий пассажир изучает статистику смертности на транспорте.

Так что же говорит статистика, которая во всем мире использует для подсчета смертности на транспорте соотношение числа погибших к отрезку пройденного пути?

Согласно подсчетам на каждых 100 млн миль, или 160 млн километров, гибнут:

  • 0,6–0,7 чел. при авиаперелетах;
  • 0,9 чел. на железной дороге;
  • 1,6 чел. в ДТП.

Если перевести эти непонятные доли человека в абсолютные числа, получится, что в год в авиакатастрофах погибает около 1 200 человек, а в автомобильных авариях – свыше 1,2 миллионов. Смертность в железнодорожных крушениях находится где-то посередине между этими двумя показателями.

Какие существуют домыслы об авиаполетах

Уже добрых сто лет люди пользуются самолетами для далеких путешествий, но страхов меньше не становится. И дело не только в СМИ, которые азартно освещают все происшествия, связанные с воздушным транспортом. Малая осведомленность населения планеты – основная причина множества мифов, убеждающих в том, что полеты опасны.

Если всерьез взяться за дело, таких «сказок» можно насчитать более двух десятков. Мы же остановимся на самых распространенных.

Какие домыслы о авиаперелетах пугают путешественников:

Если молния ударит в самолет, он упадет. Да, спорить об опасности этого грозного природного явления не будет никто, даже создатели самолетов. Именно поэтому при строительстве самолета его корпус покрывают экранирующей сеткой. Экран отводит электрический заряд к специальным наконечникам на крыльях лайнера, откуда тот «стекает» в воздух. Бортовая электроника воздушного судна при этом на заряд не реагирует. Также в полной безопасности находятся и люди на борту – пассажиры и экипаж. Более того, пилоты нередко обнаруживают удар молнии  уже только после посадки: стихия оставляет на обшивке характерные подпалины.

Крыло во время полета раскачивается, оно сейчас отвалится, самолет упадет. Наблюдательные пассажиры действительно замечают, что во время полета крыло может изгибаться или покачиваться. Но такие колебания заложены в конструкцию, чтобы сохранить устойчивость воздушного судна при турбуленциях, например. Отвалиться же крыло может только в одном случае – если в него попадет ракета.

На борту нет парашютов, при аварии все разобьются. Их нет, это совершенно точно. Это не самое простое в использовании устройство, неопытному пассажиру не поможет и десяток парашютов. Это первое. Второе – у пассажирских авиалайнеров нет дверей, через которые можно было бы выпрыгнуть. Имеющиеся рассчитаны на открытие только на земле, когда давление за бортом и внутри самолета одинаковое. На высоте же внутренний воздух настолько плотно прижимает дверь, что открыть ее можно только взрывом. И третье: если выпрыгнуть из пассажирского самолета, встречный поток воздуха встретит прыгуна ударом, по жесткости похожим на бетонную стену. Так нужен ли парашют на борту?

Иллюминаторы дырявые, это опасно. В реальности эти небольшие отверстия в стеклах всего-навсего предохраняют их от запотевания, а также помогают регулировать давление воздуха на борту. Корпус самолета от этого не разорвет, пассажиров никуда не засосет.

Если включить мобильный телефон, самолет собьется с курса. На самом деле смартфоны и навигационное оборудование самолетов работают на совершенно разных радиочастотах. И их работа не оказывает никакого взаимного влияния. А просьба стюарда отключить телефон во время взлета или посадки всего-навсего имеет целью обратить внимание пассажиров на информацию, которая периодически озвучивается во время полета.

Туалетом на борту пользоваться нельзя, при смыве унитаз засосет внутренности. Чтобы это произошло, тело человека должно герметично прилегать к ободу. Даже если это удастся сделать, то нажать на кнопку смыва уже будет сложно. Если все получится как надо, можно только представить, какой «осадок» выпадет на ноги и ягодицы пассажира.

В воздухе на борту сплошь заразные микробы. На самом деле воздух в салоне обновляется каждые 2-3 минуты – против 2-3 часов, через которые проветривают офисные помещения.        А фильтры, через которые пропускают воздух при обновлении задерживают до 95% вредных частиц – микроорганизмов и пыли.

Самолетом полностью управляет автопилот. Современный автопилот – это весьма продвинутый навигатор. Он анализирует данные, которые поступают с различных наземных и бортовых датчиков, и дает рекомендации пилоту, который и осуществляет управление. В теории автопилот может «провести» воздушное судно от одного аэропорта до другого. Но еще ни одному навигатору не удалось ни поднять самолет в воздух, ни, тем более, посадить его.

Есть еще целый ряд баек о кислороде. Начиная от полного отсутствия газа в масках и заканчивая специально подобранной концентрацией, чтобы пассажиры впадали в сонное состояние и не мешали экипажу. Надо отметить, что на борту самолета и пассажиры, и члены экипажа находятся в равном положении: все места, пассажирские и служебные, оснащены кислородными масками одного типа, плюс имеются запасные аксессуары в проходах, тамбурах, туалетах. И нет специальных устройств, которые, образно говоря, направо подают нормальную воздушную смесь, а налево – «пассажирскую сонную».

Условия полета, которые не представляют опасности

В результате влияния неблагоприятных условий во время полета могут возникать особые ситуации, влияющие на уровень безопасности.

Выделяют три группы факторов:

  • технический;
  • человеческий;
  • фактор среды.

Современное оснащение авиации практически свело к нулю влияние технического фактора. Но как не вспомнить событие 40-летней давности – Джакартский инцидент 1982 года, когда метеолокатор не обнаружил на пути самолета облако вулканического пепла. Пилоты продемонстрировали высокий профессионализм и произвели безаварийную посадку при четырех неработающих двигателях. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

Человеческий фактор – это когда из-за усталости или недомогания пилот совершает ошибку в управлении. Но современные способы психологической поддержки членов экипажа, разработка и применение четких последовательностей действий, перекрестных проверок друг друга, разумная нагрузка повышают работоспособность всех участников процесса управления самолетом.

Взлет и посадка, по мнению летчиков, наиболее опасны: здесь работает совокупность и технических, и человеческих факторов. При взлете все бортовые системы, включая двигатели, работают с максимальной нагрузкой. Посадка же вообще полна сюрпризов, предугадать которые не могут даже опытные пилоты. Но современное оборудование аэропортов и самолетов в сочетании с профессионализмом летчиков сводят возможные риски к минимуму.

А вот фактор среды до сих пор требует особого внимания со стороны пилотов и наземных служб. Здесь выделяют три главных проблемы: погода, дроны и птицы.

Даже несмотря на усовершенствованные метеолокаторы, пилотам часто приходится самостоятельно принимать решение: продолжать полет, обойти опасную зону или уйти на запасной аэродром.

Дроны и птицы могут попасть в двигатели и вывести их из строя. Если они ударятся об обшивку самолета, появится вмятина, которая будет расширяться и усугублять повреждение. Но встречаются птицы на небольших высотах, специальные меры в аэропортах решают эту проблему. Что же касается дронов, то в их программном обеспечении включены зоны, расположенные рядом с аэропортами. Такая прошивка попросту не позволяет устройствам взлетать.

Еще один фактор, который не любят пилоты и пассажиры – турбулентность. Хотя в конструкцию современных лайнеров заложена устойчивость к тряске и болтанке, а бортовая аппаратура заранее предупреждает о приближении опасной зоны, избежать неприятных ощущений не удается. Поэтому-то во время полета пассажирам рекомендуется внимательно слушать все объявления экипажа. А при предупреждении о входе в зону турбулентности всем необходимо занять свои места и пристегнуть ремни безопасности.

Рекомендации: как избавиться от страха летать

Тревогу, дискомфорт или неприятные ощущения испытывают почти все пассажиры авиарейса.

Чтобы снизить уровень тревожности, психологи рекомендуют:

  1. Делиться страхами с близкими. Даже если друзья не смогут успокоить, проблема кажется уже не такой страшной, когда ее озвучить.
  2. Вместо того, чтобы изучать статистику авиакатастроф, лучше ознакомиться со страной или городом, куда предстоит лететь.
  3. Ожидая посадки на рейс, не нужно нетерпеливо переминаться с ноги на ногу. Лучше пройтись по магазинам, посидеть в кафе.
  4. Алкоголь не снимает страхи, а прибавляет проблем, вплоть до того, что пьяного пассажира снимут с рейса.
  5. Думать не о полете, а о конечной его точке – что там ждет?

Есть такая шутка. Командир воздушного судна после посадки объявляет по внутренней связи: «Самая безопасная часть путешествия позади. Спасибо, что вы проделали ее с нами». Если перед полетом пассажира все же мучают страхи, достаточно вспомнить, что из авиаполетов не возвращается всего 1 человек из 12 миллионов.

Ольга Леонидова
Ольга Леонидова
Комментарии
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Похожие статьи