Многих пассажиров, особенно летящих в самолете впервые, интересует вопрос об устройстве туалетов на борту. Объем лайнера ограничен, отходы должны куда-то деваться – как все это происходит, не несет ли угрозы окружающей среде.
В статье мы рассмотрим информацию о санитарных комнатах в самолете, как устроены и работают, меры безопасности при пользовании туалетом на борту.
Устройство туалетных комнат в самолетах
Сразу скажем, что окружающая среда не страдает из-за того, что пассажиры пользуются туалетами в воздухе. Вся внутренняя канализационная система построена довольно сложно, но пользоваться ею комфортно и безопасно для путешественников и природе не наносится урон.
Если на заре воздухоплавания бортовые туалетные комнаты предполагали ведро с крышкой или – в лучшем случае – «деревенский вариант», сегодня все обстоит совершенно иначе.
Основу современного санузла авиалайнера составляют баки различного объема и насосы. Общая емкость резервуаров зависит от размеров самолета, количества пассажиров, дальности полета и предусмотренных промежуточных посадок. На небольших судах баки могут вмещать немного больше 100 литров отходов, на крупных – около 280 л.
Еще при подготовке лайнера к рейсу эти резервуары не только освобождают от накопившегося в предыдущем полете «добра». В них загружают реагенты – вещества, способствующие разложению отходов на составные части, в значительной степени лишенные запаха и болезнетворных бактерий. То есть современные туалеты представляют собой замкнутую биосистему, которая во время полета никак не соприкасается с окружающей средой.
Сами отходы поступают в баки из унитазов. На старых моделях самолетов всю эту конструкцию и ее работу можно сравнить с привычным домашним санитарно-техническим устройством. И смыв в них также происходит под большим напором воды. А это означает, что на борт приходится загружать довольно-таки большой дополнительный груз.
Более современные модели авиалайнеров в целях снижения потребности в воде во время рейса используют раздельную систему водоснабжения: для санузлов и обычную для пищевых нужд. В этом случае канализационная система работает по циркуляционному принципу: вся жидкость после смыва в специальных резервуарах проходит через многоступенчатые фильтры, откуда снова поступает в емкости для смыва.
Большинство лайнеров новейшего поколения используют другую технологию. Отходы всасываются внутрь резервуаров мощным потоком воздуха, а для собственно смыва уже требуется небольшое количество воды. Работа насоса сопровождается сильным шумом, который нередко пугает пассажиров, но опасности он не представляет.
Интересно! Именно этот шум и стал основой мифа о том, что у неосторожного пассажира такой унитаз может высосать внутренности. Если внимательно почитать инструкцию к пользованию туалетом в самолете, станет ясно: мало встать с унитаза после завершения неотложных дел, нужно еще закрыть крышку, и только потом нажать на кнопку смыва. Если крышка остается открытой, система очистки не сработает.
По прибытии в аэропорт резервуары с отходами очищают: после высадки пассажиров, выгрузки багажа и уборки салонов к самолету подъезжают специализированные машины и откачивают скопившуюся за время полета массу.
Кроме унитаза, туалетные комнаты в самолетах оборудованы умывальником, где пассажир может освежить руки и лицо, контейнер для твердых отходов (салфетки, полотенца, туалетная бумага, пеленки и т. п.), пеленальный столик.
Сами по себе санитарно-гигиенические помещения имеют небольшие размеры, рассчитанные на одного среднестатистического пассажира. Но в салонах 1 класса, а также на частных бортах туалеты гораздо просторнее: там может быть оборудована душевая кабина или ванна.
Сколько туалетов в самолете и их расположение
Современный мировой авиапарк эксплуатирует несколько десятков видов пассажирских самолетов. Санитарные комнаты в них расположены по разному. Их количество и место нахождения зависит от размеров салона и размещения резервуаров для отходов.
Туалеты в наиболее распространенных пассажирских самолетах:
- Boeing-747 оборудован 11 санузлами. Расположены они следующим образом: по два в начале и конце салона для пассажиров, 4 – в его середине, 3 – на второй палубе.
- Boeing-767 имеет 5 туалетов: один в бизнес-классе, два – между бизнес- и эконом-классом, 2 в середине эконом-класса.
- Boeing-737, ТУ-154, Як-42, А-320 оборудованы тремя санитарно-гигиеническими комнатами: одна у входа в салон и две – в хвосте самолета.
В любом случае беспокоиться о том, что пассажир может заблудиться в поисках туалета не стоит: бортпроводники в своей приветственной речи всегда информируют о месте нахождения этих важных помещений.
Как правильно пользоваться туалетом в самолетах
Правильное пользование туалетом на борту самолета предполагает знание элементарных правил этикета, безопасности и минимальной технической подготовки.
Рассмотрим по порядку:
- Перед тем, как войти в туалет, нужно обратить внимание на индикатор, указывающий занято помещение или свободно. Иногда он находится на дверной ручке, в этом случае красная полоска на ней означает, что пассажиру нужно немного подождать. Если видна зеленая полоска – путь свободен. Более современные лайнеры используют световые табло, красный или зеленый цвет индикатора означает, что туалет занят или свободен соответственно.
- На двери туалета и рядом с каждым устройством, которым оснащена санитарная комната, есть графическая инструкция, подсказывающая как им правильно пользоваться. Например, направление поворота кранов или дверного замка.
- После пользования унитазом необходимо закрыть крышку и только после этого смывать отходы. Открытая крышка не позволяет сработать системе смыва, а также способствует загрязнению помещения брызгами воды и нечистот.
- Салфетки, подгузники и подобные им отходы выбрасывают в специальную урну. Если они попадают в канализационную систему, они разбухают и выведут из строя туалет.
- Не нужно оставлять после себя лужи, мусор, грязь. Это некрасиво по отношению к другим пассажирам. А если так будут делать все? Уже через час в туалет будет невозможно зайти.
Лучше всего посещать туалет незадолго до раздачи пищи или через четверть часа после нее. Замечено, что именно в это время страждущих почти не бывает. А очередь, которая обычно возникает в другие моменты, мешает пассажирам, которые сидят рядом.
Средства гигиены в туалете самолета
Как и любой наземный общественный туалет, санузел воздушного судна полностью обеспечен средствами гигиены, которые могут понадобиться в полете.
В стандартный набор входят:
- мыло;
- антибактериальные гели;
- туалетная бумага;
- бумажные полотенца.
В некоторых самолетах туалеты оснащены сушилками для рук – дополнительно, но не вместо полотенец.
Чего нельзя делать в туалете авиалайнера
Первое и главное правило: нельзя пользоваться туалетом во время взлета или посадки. Не потому, что может сломаться какой-то узел или не сработает смыв. Все гораздо проще: перемещение пассажиров по салону самолета в эти моменты чревато травмами.
В помещении бортового санузла запрещается:
- курить, даже если в нем оказались пепельницы (если модель достаточно старая);
- бросать в унитаз твердые отходы либо другие предметы;
- вставать на унитаз ногами;
- смывать с поднятой крышкой;
- оставлять открытым унитаз;
- мусорить, разливать воду и т. п.
Соблюдение всех несложных правил поведения в полете делает воздушное путешествие приятным и безопасным. Если же систематически нарушать основы, авиакомпания имеет право привлечь пассажира к административной ответственности и даже лишить права пользоваться ее услугами.